Рынок на 40 миллиардов: как в России зарабатывают на похоронах

00:00:15

Михаил Алёхин, генеральный директор «Военно-мемориальной компании»: У нас очень просто: ритуальный рынок измеряется смертностью, с небольшими отклонениями. Смертность в России от 0,9 до 1,3 %, в год. Но обороты раскрывать не буду, но мы делаем порядка пятнадцати тысяч похорон, ну и где-то там двадцать тысяч памятников ставим.

Михаил Алехин рассказывает о ритуальном бизнесе

Мы являемся подрядчиками исторически, по организации захоронений на федеральном военном мемориальном кладбище. Недавно была захоронена там олимпийская чемпионка, первая в СССР. Вот. Маршалы. Там захоронен Калашников, известный наш изобретатель, и там, как раз это то кладбище, где мы действительно делаем ту церемонию, ту высококлассную церемонию, которую, честно говоря, нужно делать для каждого нашего клиента, в идеале.
У нас же проблема не в том, что там, как обслужить этого клиента, продать ему дорогого, если мы про топ-уровень говорим. Как ему продать дорогой гроб, это на рынке есть. Вопрос самый большой – это, а где произвести прощание с этим усопшим? Да? Ведь, вспомните, где проходило прощание с Жанной Фриске? В крокусе. Да? Казалось бы, концертный зал, там понятно. У нас проблема инфраструктурная. У нас нет цивилизованных мест прощания с любым человеком. Да? У нас их просто нет, и вон там на стенде. Пойдёмте пройдём. Выглядят они, как правило, как, ну такой, если хотите, отель. Вот. С красивым ресепшн. Это место, где, ну там действительно можно последние дни, вернее последние сутки провести с усопшим и попрощаться. Вообще культура прощания, у нас, к сожалению, утеряна в России. Когда началась массовая миграция населения из городов, из деревни в город, деревенская культура прощания потянулась в города. Плюс, там наложила определённый отпечаток, революция семнадцатого года, появился в культуре чёрный цвет.
Когда человек готов платить больше, чем это, в среднем, предусмотрено, он всегда выбирает живые цветы. Как только появляются при проводах живые цветы, это совершенно другое отношение сразу к этому, это по-другому смотрится. За качеством, конечно, поползёт и чек. Ну то есть, как мы начнём клиента приучать к качеству. И, если сегодня он в Москве шестьдесят тысяч. Вот, практически в пять раз, есть потенциал роста.

00:03:17

Конец записи